Инкотермс 2010
Правила Инкотермс, разработанные специалистами Международной торговой палаты для участников внешнеэкономической деятельности, впервые были приняты в 1936 году. Инкотермс — это простой и понятный инструмент для урегулирования разнообразных вопросов внешнеторговых отношений. Использование условий поставки, описанных в Инкотермс, позволяет достигнуть взаимопонимания между продавцом и покупателем при передаче груза, распределить ответственность за сохранность груза и исполнение обязательств в случае его порчи или гибели.
Редакция правил Инкотермс 2010 действует с января 2011. Следующая редакция появилась в 2020 году, однако это не отменяет действия правил предыдущих редакций.
Термины Инкотермс представляют собой трехбуквенные аббревиатуры, в которых первая буква устанавливает точку передачи обязательств и возможных рисков от продавца покупателю.
Условия поставки в Инкотермс 2010 разбиты на 4 группы:
Группа Е — ответственность за товар переходит к покупателю в месте отправки. Продавец предоставляет покупателю готовый к отправлению товар. Это случай называют самовывозом. В эту группу включено одно условие: EXW.
Группа F — ответственность за товар заканчивается после передачи груза перевозчику. Услуги перевозчика оплачивает покупатель. В эту группу включены три условия: FCA, FAS, FOB.
Группа С — ответственность за товар заканчивается после передачи груза перевозчику. Услуги перевозчика оплачивает продавец. К этой группе относятся условия: CFR, CIF, CPT, CIP.
Группа D — ответственность за сохранность товара лежит на продавце до передачи товара покупателю в стране назначения. При этом продавец полностью оплачивает доставку товара, самостоятельно передает товар покупателю. К таким условиям поставки относятся: DAT, DAP, DDP.
Перечень условий поставки Инкотермс 2010
Всего в Инкотермс рассматриваются 11 условий поставки. Семь из них применяют при доставке груза транспортными средствами любого типа и назначения.
7 условий поставки для любого вида транспорта:
EXW — покупатель забирает товар со склада, принадлежащего продавцу, это условие называют «самовывоз». После того как продавец предоставит покупателю, подготовленный к отправке товар, ответственность переходит к покупателю. Таможенное оформление, погрузку, доставку и разгрузку осуществляет покупатель.
FCA — продавец производит таможенное оформление товара и предоставляет его перевозчику, после этого ответственность за сохранность товара переходит к покупателю. Услуги перевозчика, растаможку товара оплачивает покупатель.
CPT — продавец осуществляет таможенное оформление товара и его погрузку на транспорт перевозчика. После передачи груза перевозчику ответственность продавца за сохранность груза переходит к покупателю, но при этом услуги перевозчика оплачивает продавец. Оплата страховки и оформления товара лежит на покупателе.
CIP — этот термин практически идентичен по смыслу CPT, но при этом страховка основной перевозки ложится на продавца. Уточнение: обязательный страховой договор предусматривает покрытие минимальных рисков.
DAT — продавец производит таможенное оформление груза, перевозит и разгружает его в терминале, после чего ответственность за груз переходит к покупателю. Страхование груза не входит в обязанности продавца.
DAP — производится доставка товара до места назначения покупателя. При этом все затраты по транспортировке, оформлению и страхованию оплачивает продавец.
DDP — полная доставка, в которую входит: таможенное оформление, доставка покупателю в указанное им место, таможенная очистка, страховка и передача товара покупателю. Ответственность продавца сохраняется до момента передачи товара покупателю.
Правила международной торговли Инкотермс-2010 также содержат условия поставки, применимые только к перевозкам водными видами транспорта.
4 условия поставки, используемые для морских и водных видов транспорта:
FAS — продавец должен реализовать таможенное оформление товар и доставить его в пункт погрузки указанного покупателем порта для размещения на судне, после этого ответственность за сохранность груза переходит к покупателю. Оплата перевалки, страховка, перевозка и таможенная очистка товара ложится на покупателя.
FOB — продавец организует таможенное оформление товара, размещает его на указанном покупателем судне, после этого ответственность за сохранность товара переходит к покупателю. Оплата перевозки, страховки, разгрузки и таможенной очистки груза лежит на покупателе.
CFR — продавец должен провести таможенное оформление и доставить товар на указанное покупателем судно, после этого ответственность за сохранность товара переходит к покупателю. При этом продавец обязан оплатить все транспортные расходы до доставки товара в порт назначения. Оплата выгрузки, страховки, таможенной очистки — ложится на покупателя.
CIF — данный термин практически аналогичен термину CFR, отличием является только то, что в данном случае основная перевозка страхуется продавцом.