13−15 ноября 2024 г. Арсений Афонский, руководитель отдела Департамента импортной логистики, принял участие в Астраханском международном форуме «МТК „Север-Юг“ — новые горизонты». Это уникальное мероприятие стало площадкой для обсуждения перспектив международной торговли и логистики.
Форум собрал представителей бизнеса, логистических компаний, финансовых учреждений и делегатов из России и зарубежных стран. В рамках пленарных сессий и круглых столов обсуждались новые маршруты и транспортные схемы, развитие финансовых расчетов в условиях санкционного давления, а также расширение экспорта российских товаров на новые рынки.
Астрахань была выбрана местом проведения форума не случайно: она является ключевым транскаспийским узлом, связывающим регионы европейской части России и Сибири с Индией и странами Азии. В условиях западных санкций коридор «Север-Юг» стал исключительно конкурентоспособным. В 2023 году регион достиг рекордного грузооборота через местные порты благодаря увеличению экспорта в Иран, Афганистан, Ирак, Пакистан, ОАЭ и страны Восточной Африки. Основу этого роста составляют регулярные отгрузки зерна, нефтепродуктов, химических товаров и продуктов питания.
Первый день форума начался с экскурсий по местным портам и промышленным предприятиям. 14 и 15 ноября прошли пленарные заседания и экспертные выступления, в которых приняли участие более 60 ведущих спикеров-практиков. Среди обсуждаемых тем были актуальность формирования новых рынков по маршруту «Север-Юг», перспективы взаимодействия стран Прикаспия и возможности для присоединения новых стран.
Участники форума получили ответы на вопросы о выгодных группах товаров для перевозок, востребованных услугах и технологиях, какие услуги и технологии будут востребованы по пути движения грузов, какая продукция дефицитна, а какая нет. Обучающая часть включала семинары по финансовым платежам в условиях санкций и юридическим аспектам работы в Иране и странах Азии.
В 2023 году товарооборот коридора «Север-Юг» составил 19 млн тонн, и по различным оценкам к 2030 году он может достичь 28−32 млн тонн в год, а к 2040 году — 60 млн тонн. Большую часть грузоперевозок возьмет на себя железнодорожный транспорт (12,5 млн тонн в 2023 году), из которых 77% приходится на экспорт. Основным препятствием для развития проекта остается отсутствие железнодорожного сообщения на участке «Решт — Астара» в Иране, решение которого ожидается к 2028 году в рамках соглашения между Россией и Ираном.