Внутренние грузоперевозки в пределах одной страны также известны как каботаж. Данное слово пришло к нам французского языка: caboter переводится как «плавать вдоль берега». Изначально термин был узкоспециализированным, его использовали только в морской сфере. С течением времени его начали применять относительно других видов транспорта, включая автомобильный.
Участники грузоперевозок должны понимать существенную разницу между морским и автомобильным каботажем. От знания ряда нюансов таких перевозок зависят перечень необходимых документов, субъектный состав грузоперевозки, а также порядок ее организации.
Общая информация о каботаже
Традиционно каботажные морские перевозки — это способ транспортировки грузов между морскими портами, которые располагаются внутри одной страны. Такие перевозки не могут выходить за границы государства. Речь идет о регулярных рейсах, чаще — разовых доставках грузов.
Источником правовых основ таких перевозок в России служит национальная законодательная база. Ключевым требованиям в отношении каботажа является его осуществление судами строго под флагом РФ. Данное правило обусловлено мерами защиты национального рынка и обеспечением надзора за морским транспортом.
Иностранные суда вправе осуществлять такие перевозки только при наличии у них соответствующего разрешения от правительства. Каждая заявка подлежит рассмотрению в индивидуальном порядке. Обычно разрешение выдается в случаях, когда отсутствует подходящий тип судна под флагом РФ.
Каботаж бывает малым и большим:
- Малый — перевозки между портами внутри одного моря или акватории.
- Большой — грузоперевозки между портами разных морей, но в пределах одного государства.
В каждом из случаев доставка грузов по морю каботажем осуществляется строго внутри страны.
Автомобильный каботаж
Теперь выясним, что такое каботаж в автомобильных перевозках. Это транспортировка грузов по территории одного государства на автомобиле, зарегистрированном в другой стране. К примеру, если грузовая машина зарегистрирована в Республике Беларусь и выполнят перевозку между российскими городами, это автомобильный каботаж.
Иностранные лица, желающие осуществлять каботажные грузоперевозки внутри России или других стран ЕАЭС, должны иметь разрешительные документы. Это правило продиктовано тем, что каботаж — формат перевозки внутри одного государства. Законодательство Р Ф устанавливает меры защиты для внутренних перевозок и не допускает свободный доступ к ним иностранного транспорта. Чтобы выполнить каботажную грузоперевозку иностранным автотранспортом в России, перевозчику необходимо:
- Подать заявку в уполномоченные инстанции: как правило, это Министерство транспорта или специальные службы.
- Получить официальное разрешение, дающее право на грузоперевозку по российским маршрутам между городами и регионами.
- Соблюдать сроки и требования, указанные в разрешительном документе. Разрешение предоставляется на ограниченный срок действует только на определенных маршрутах.
В рамках ЕАЭС правила каботажных перевозок унифицированы, однако каждое государство может иметь свои особенности порядка выдачи и контроля разрешений. При отсутствии официального разрешения иностранный перевозчик не может выполнять каботажные грузоперевозки внутри России. Несоблюдение данного правила чревато штрафами, задержанием грузового транспорта и перевозимой продукции. Чтобы не допустить подобного, иностранным перевозчикам необходимо заблаговременно спланировать маршрут и оформить требуемые документы.
Таким образом, каботажные автомобильные перевозки грузов — это не просто формат доставки, а юридически значимая операция, требующая соблюдения ряда правил.
Почему каботаж и транзит — не одно и то же
Многие ошибочно считают, что разницы между каботажем и транзитными перевозками нет. На практике данные формы транспортировки грузов отличны друг от друга точками отправления и назначения:
- Каботаж — грузоперевозки внутри одного государства, даже если в ней участвует иностранный перевозчик.
- Транзит — перевозка через территорию государства, в которой отсутствует этап разгрузки или переформирования груза в этой стране.
Для наглядности приведем несколько примеров. Если груз следует из КНР через Россию в Беларусь, такая перевозка является транзитной. Когда груз отправляется из Армении и следует по маршруту Воронеж — Павловск, это каботаж.
Проще говоря, транзитные перевозки чаще оформляются по более простой схеме и требует отметки в таможенной документации. С каботажем ситуация сложнее: нужны разрешительные документы, особенно при участии в перевозке иностранных субъектов.
Организация внутренних перевозок компанией «Транзит»
Грузоперевозки по России, в том числе каботажные — один из профилей компании «Транзит». Для обеспечения законности и соблюдения сроков, в рамках организации каботажа компания учитывает ряд моментов:
- Предварительная проверка маршрутов. Логисты анализируют путь следования и проверяют, относится ли перевозка к каботажной и нужны ли дополнительные документы.
- Статус перевозчика. Если перевозка осуществляется российским транспортом, процедура оформления стандартная. При участии в доставке иностранной компании выполняется проверка разрешительных документов.
- Работа с документацией. Если это необходимо, сотрудники компании подают заявки на каботаж, готовят сопроводительную документацию согласно действующим правилам.
- Организация мультимодальных грузоперевозок. Если маршрут следует по морю между российскими портами, а после требует стыковки с автотранспортом, компания учитывает требования к морскому и автомобильному каботажу.
Каботаж отличается от транзита местом загрузки и выгрузки. Это влияет на правила оформления и маршруты. Понимание этих различий помогает грамотно продумать логистику, исключить задержки. Компания «Транзит» занимается организацией каботажных автомобильных перевозок грузов, морского и мультимодального каботажа. Логистический отдел компании берет на себя полный спектр сопроводительных работ и контролирует процесс на протяжении всего маршрута следования.