• Home
  • News
  • Суверенитет морского транспорта России: роль национальных судовладельцев

Суверенитет морского транспорта России: роль национальных судовладельцев

Суверенитет морского транспорта России: роль национальных судовладельцев

В рамках Петербургского международного экономического форума 2025 года Александр Чевелюк, Генеральный директор транспортной группы «ТРАНЗИТ» представил доклад, посвященный актуальным вызовам.

Тема выступления — «Суверенитет морского транспорта России: роль национальных судовладельцев» — вызвала широкий резонанс среди участников форума и экспертов отрасли.

В своем выступлении Александр Чевелюк подробно проанализировал последствия ухода крупнейших зарубежных контейнерных линий с российского рынка в 2022 году. В тот период это событие фактически парализовало импортно-экспортный контейнерный трафик, вызвало острый дефицит тоннажа и контейнерного оборудования, а также резкий рост фрахтовых ставок по сравнению со среднемировыми значениями.

Особое внимание было уделено изменению грузопотоков: санкции и уход иностранных операторов кардинально сместили торговые маршруты с западного направления на Восточный полигон. По итогам 2024 года более половины импортных и свыше трети экспортных контейнеров прошли через порты ДВ, что свидетельствует о формировании новой структуры внешней торговли России.


Онако вместе с ростом значимости Дальнего Востока возникла острая проблема дефицита провозных мощностей. Контейнерная логистика по своей природе реверсивна — для стабильного импорта необходим гарантированный оборот контейнеров. В этой связи ключевым становится вопрос распределения доступа к ограниченной инфраструктуре: чьи суда — отечественные или иностранные — получают приоритет?

Директор «ТРАНЗИТ» выделил три основных риска, связанных с высокой долей иностранных перевозчиков на ключевых направлениях:

Политический. Весной 2022 года иностранные операторы одномоментно остановили свои сервисы на РФ. Фрахт вырос в четыре раза, сроки доставки затянулись на месяцы. Санкт-Петербург оказался фактически отключён от контейнерного сервиса.

Санкционный. Иностранные перевозчики отказываются работать с компаниями, попавшими под санкции и перевозить грузы, которые они считают санкционными, при этом четких и прогнозируемых правил игры нет. (Стоит ввести санкции против одного порта — как это было с Восточным — иностранные линии сразу уходят).

Экономический. Иностранные компании обладают достаточным рыночным ресурсом и могут в любой момент с помощью демпинга вытеснить российский флот

Во избежание повторения кризиса 2022 года в докладе были предложены ключевые меры поддержки национальных судовладельцев и защиты рынка:


1. Приоритет на железнодорожном транспорте для российских судовладельцев, обеспечивающий ускоренный оборот контейнеров, снижение издержек, повышение эффективности работы флота.

2. Модель «51% плюс» для иностранных перевозчиков из недружественных стран, предусматривающая мажоритарное участие российских резидентов в совместных предприятиях с внесением флота в уставной капитал.

3. Льготное кредитование судовладельцев с длительным сроком (более 7 лет), без обязательств по строительству аналогов внутри страны и возможностью регистрации в российских реестрах. В заключение руководитель «ТРАНЗИТ» подчеркнул, что внедрение этих мер позволит не только защитить российский морской транспорт от внешних шоков, но и создать условия для устойчивого развития национального судоходства, обеспечив транспортный суверенитет в ключевой отрасли экономики.


Что получает Россия от государственной поддержки национальных судовладельцев:

— Защита от повторения кризиса 2022 года. Благодаря новым мерам ни одна внешняя сила не сможет одним решением полностью перекрыть контейнерные потоки России.

— повышение транспортного суверенитета становится реальностью, а страна получает надежный механизм противодействия внешним рискам и санкциям.

— Рост собственного флота. При стабильном спросе и понятных правилах игры отечественные судоходные компании смогут за 5−7 лет нарастить контейнерный флот на 120−150 тысяч TEU. Это позволит увеличить долю российского флота до уровня не менее 60% от всего контейнерного трафика, существенно укрепив национальную транспортную независимость.

— Деньги и рабочие места — в стране. Все доходы, налоги и заказы останутся внутри России. Порты будут получать стабильные отгрузки, регионы — надежную логистику, а судостроительная отрасль — реальный потенциал для роста и новых заказов. Это создаст дополнительные рабочие места и обеспечит экономический рост в ключевых регионах страны.

Таким образом, реализация предложенных мер позволит не только избежать повторения негативного опыта 2022 года, но и сформировать устойчивую основу для долгосрочного развития российского морского транспорта, обеспечивая экономическую безопасность и суверенитет России на международной арене.

Last news

All news
    All news
    Transit LLC uses cookies developed by us and third parties to analyze events on our website, which allows us to improve user interaction and service. By continuing to browse our site, you accept the terms of use. See our privacy policy for more details.

    Feedback

    Profile

    Our updated personal account is under development, its functionality is temporarily limited – only applications of the "Import" category are available.

    Select a city