Транзит пополнил свой флот новым судном
Судно, построенное в августе 2024 года, имеет вместимость 1,5 тыс. TEU и станет важным дополнением к существующему арсеналу судов в управлении Транзит.
В современной транспортной логистике существует два основных способа сокращения издержек: кросс-докинг и 3pl. Методы могут применяться по отдельности, либо совмещаться. Далее разберем особенности и преимущества каждого из указанных вариантов, также проведем сопоставление с «классической» работой через склады доверительного хранения.
Процедура предполагает отправку товара заказчику сразу. После прибытия фуры на склад выполняется перевалка с перенаправлением груза к месту передачи конечному получателю. Партия проводит в зоне комплектации минимальное количество времени. Длительное хранение из цепочки исключается, что дает возможность оптимизировать издержки (сроки ожидания, дополнительные затраты). По сути, хабы используются только как точки пересечения.
На практике, с помощью кросс-докинга поставщики могут передавать товары курьерам без промежуточного простоя. В ряде случаев предполагается раскомплектовка, либо консолидация партии.
Выбор подходящей схемы находится в прямой зависимости от требований к виду партии, в котором она должна уйти со склада и отправиться получателю. Различают одноэтапный и двухэтапный варианты кросс-докинга. В первом случае груз поступает на сформированном паллете, может перенаправляться сразу, либо после раскомплектовки для передачи на разные направления.
Допустим, в роли заказчиков электроники выступает сразу несколько компаний и количество единиц продукции в каждом случае отличается. Партия разбирается на паллеты, доставляется отдельными рейсами (либо отгружается по пути следования).
Второй вариант сложнее, предполагает предварительную передачу в зону комплектации. Далее в партию добавляют недостающие товары. Готовые паллеты также отправляются получателю, но допускается непродолжительное хранение (на время ожидания других грузов). При грамотном подходе исполнитель стремится синхронизировать прибытие всех частей заказа.
Пример: клиент заказал смартфоны и ноутбуки. Общая партия формируется из двух разных грузов и без задержек отправляется по месту назначения. Здесь присутствуют элементы классической сборной доставки.
Разница в подходах определяет набор отличий между типовыми складами и терминалами для кросс-докинга. Далее приводим таблицу сравнительных характеристик.
Условие | Кросс-докинг терминал | Склад длительного хранения |
Планировка | Много пространства для передвижения и маневрирования техники, расширенная сортировочная зона | Большую часть площади занимают зоны хранения, оборудованные стеллажами и полками |
Последовательность логистических процессов | Приемка — перевалка — отправка (возможна промежуточная сортировка) | Поступление — хранение — проверка сохранности — погрузка и отправка |
Приоритеты при оснащении | Погрузочно-разгрузочная техника, комплексы автоматизированного управления, системы радиочастотной идентификации | Оборудование для обеспечения сохранности и целостности груза, включая рефрижераторы, защитные боксы, шлюзовое зонирование |
Подходы к инвентаризации | Процедуры минимизированы, либо отсутствуют | Регулярные проверки с обязательным контролем сроков годности, температурных режимов, влажности |
Эффективное применение кросс-докинга возможно только при точной координации действий между участниками процесса на всех этапах. Необходимо детально прорабатывать маршруты поставок, использовать передовые средства связи, учитывать состояние инфраструктуры и погодные факторы.
Идея метода в делегировании логистических операций от владельца груза третьей стороне. Исполнителю может передаваться как вся цепочка поставок, так и ее отдельные элементы: управление запасами, сортировка, упаковка, транспортировка, обработка заказов. Услуги 3pl-посредников востребованы. Так компания может сконцентрироваться на своем основном бизнесе, исключив затраты на покупку (или аренду) транспорта, иные не профильные издержки. Другие преимущества услуги:
3pl-компании имеют развитые партнерские сети и доступ к актуальной информации об изменениях в законодательстве разных стран. Также у профессионалов есть транспорт для осуществления перевозки грузов любого типа, включая негабаритные объекты. Например, строительная техника может перегружаться с железнодорожной платформы на тягач без промежуточного размещения на станции.
Для малого и среднего бизнеса 3pl — оптимальное решение. При сотрудничестве с профильными логистическими компаниями появляется возможность выйти за пределы своего региона и расширить зону покрытия. Методика активно применяется маркетплейсами: большинство онлайн-продавцов не имеет собственного транспорта.
Рассматриваемые подходы не противоречат друг другу: речь о двух разных понятиях. Пример: компания может передать логистику 3pl-партнеру, который будет применять кросс-докинг с целью оптимизации издержек. Подобное совмещение рекомендуется. Самостоятельное обеспечение полностью синхронизированных процессов — сложная задача, для решения которой потребуется создать отдельное подразделение. Связанные издержки: аренда или покупка транспорта, наем квалифицированного персонала, регулярное обслуживание техники.
Кросс-докинг также востребован при экспорте и импорте. Грузы переваливаются между разными видами транспорта: с автомашины на морское судно, самолет, железнодорожный состав. Допустим, специализированные терминалы строятся в Казахстане (здесь речь только об автотранспорте), ориентированы на внешнюю торговлю между Россией, Китаем и Европой.
Ставить вопрос о выборе между кросс-докингом и логистикой 3pl не корректно. Первое — это работа с грузом и способы его передачи от поставщика получателю. В данном случае перевозка осуществляется без хранения на промежуточном этапе, связанные издержки оптимизируются. Второе понятие относится к принципу организации логистических процессов. В нашей компании объединяются обе методики.
Пример из практики: благодаря строительству нового грузового терминала была кратно увеличена пропускная способность в районе погранперехода «Алаколь». Повысить средний показатель с 200 до 600 фур в сутки удалось за счет кросс-докинга. Большая часть площадей отведена под стоянку автотранспорта, оборудована необходимой погрузочно-разгрузочной техникой. Партии переваливаются на машины с транзитными номерами сразу после таможенного оформления (чиновники дежурят на месте).
Маркетплейсы часто используют кросс-докинг на промежуточных складах (инфраструктурных узлах). Допустим, машина с грузом приходит в город «А», далее сборный контейнер доукомплектовывается и отправляется к месту расположения пунктов выдачи. Следующий этап: раскоплектовка и развозка по конкретным точкам — здесь также исключается этап хранения.