• Home
  • Articles
  • Кросс-докингом и 3pl логистика: особенности операций

Кросс-докингом и 3pl логистика: особенности операций

Кросс-докингом и 3pl логистика: особенности операций

В современной транспортной логистике существует два основных способа сокращения издержек: кросс-докинг и 3pl. Методы могут применяться по отдельности, либо совмещаться. Далее разберем особенности и преимущества каждого из указанных вариантов, также проведем сопоставление с «классической» работой через склады доверительного хранения.

Преимущества кросс-докинга

Процедура предполагает отправку товара заказчику сразу. После прибытия фуры на склад выполняется перевалка с перенаправлением груза к месту передачи конечному получателю. Партия проводит в зоне комплектации минимальное количество времени. Длительное хранение из цепочки исключается, что дает возможность оптимизировать издержки (сроки ожидания, дополнительные затраты). По сути, хабы используются только как точки пересечения.


На практике, с помощью кросс-докинга поставщики могут передавать товары курьерам без промежуточного простоя. В ряде случаев предполагается раскомплектовка, либо консолидация партии.


Разновидности кросс-докинга

Выбор подходящей схемы находится в прямой зависимости от требований к виду партии, в котором она должна уйти со склада и отправиться получателю. Различают одноэтапный и двухэтапный варианты кросс-докинга. В первом случае груз поступает на сформированном паллете, может перенаправляться сразу, либо после раскомплектовки для передачи на разные направления.

Допустим, в роли заказчиков электроники выступает сразу несколько компаний и количество единиц продукции в каждом случае отличается. Партия разбирается на паллеты, доставляется отдельными рейсами (либо отгружается по пути следования).

Второй вариант сложнее, предполагает предварительную передачу в зону комплектации. Далее в партию добавляют недостающие товары. Готовые паллеты также отправляются получателю, но допускается непродолжительное хранение (на время ожидания других грузов). При грамотном подходе исполнитель стремится синхронизировать прибытие всех частей заказа.


Пример: клиент заказал смартфоны и ноутбуки. Общая партия формируется из двух разных грузов и без задержек отправляется по месту назначения. Здесь присутствуют элементы классической сборной доставки.


Оснащение терминалов под кросс-докинг: сравнение с обычными складами

Разница в подходах определяет набор отличий между типовыми складами и терминалами для кросс-докинга. Далее приводим таблицу сравнительных характеристик.

Условие
Кросс-докинг терминал
Склад длительного хранения
Планировка
Много пространства для передвижения и маневрирования техники, расширенная сортировочная зона
Большую часть площади занимают зоны хранения, оборудованные стеллажами и полками
Последовательность логистических процессов
Приемка — перевалка — отправка (возможна промежуточная сортировка)
Поступление — хранение — проверка сохранности — погрузка и отправка
Приоритеты при оснащении
Погрузочно-разгрузочная техника, комплексы автоматизированного управления, системы радиочастотной идентификации
Оборудование для обеспечения сохранности и целостности груза, включая рефрижераторы, защитные боксы, шлюзовое зонирование
Подходы к инвентаризации
Процедуры минимизированы, либо отсутствуют
Регулярные проверки с обязательным контролем сроков годности, температурных режимов, влажности



Эффективное применение кросс-докинга возможно только при точной координации действий между участниками процесса на всех этапах. Необходимо детально прорабатывать маршруты поставок, использовать передовые средства связи, учитывать состояние инфраструктуры и погодные факторы.


3pl логистика: суть технологии

Идея метода в делегировании логистических операций от владельца груза третьей стороне. Исполнителю может передаваться как вся цепочка поставок, так и ее отдельные элементы: управление запасами, сортировка, упаковка, транспортировка, обработка заказов. Услуги 3pl-посредников востребованы. Так компания может сконцентрироваться на своем основном бизнесе, исключив затраты на покупку (или аренду) транспорта, иные не профильные издержки. Другие преимущества услуги:

  1. Опора на знания и технический потенциал специализированных операторов дает возможность существенно снизить общие расходы;
  2. Вероятность ошибок и сбоев в цепочках поставок минимальна;
  3. Адаптивность к любым внешним изменениям: быстрая разработка новых маршрутов, безошибочная подготовка транспортной и таможенной документации;
  4. Эффективное использование инфраструктуры в любой точке мира.

3pl-компании имеют развитые партнерские сети и доступ к актуальной информации об изменениях в законодательстве разных стран. Также у профессионалов есть транспорт для осуществления перевозки грузов любого типа, включая негабаритные объекты. Например, строительная техника может перегружаться с железнодорожной платформы на тягач без промежуточного размещения на станции.


Для малого и среднего бизнеса 3pl — оптимальное решение. При сотрудничестве с профильными логистическими компаниями появляется возможность выйти за пределы своего региона и расширить зону покрытия. Методика активно применяется маркетплейсами: большинство онлайн-продавцов не имеет собственного транспорта.


Совмещение 3pl с кросс-докингом

Рассматриваемые подходы не противоречат друг другу: речь о двух разных понятиях. Пример: компания может передать логистику 3pl-партнеру, который будет применять кросс-докинг с целью оптимизации издержек. Подобное совмещение рекомендуется. Самостоятельное обеспечение полностью синхронизированных процессов — сложная задача, для решения которой потребуется создать отдельное подразделение. Связанные издержки: аренда или покупка транспорта, наем квалифицированного персонала, регулярное обслуживание техники.


Кросс-докинг также востребован при экспорте и импорте. Грузы переваливаются между разными видами транспорта: с автомашины на морское судно, самолет, железнодорожный состав. Допустим, специализированные терминалы строятся в Казахстане (здесь речь только об автотранспорте), ориентированы на внешнюю торговлю между Россией, Китаем и Европой.


Подводя итоги

Ставить вопрос о выборе между кросс-докингом и логистикой 3pl не корректно. Первое — это работа с грузом и способы его передачи от поставщика получателю. В данном случае перевозка осуществляется без хранения на промежуточном этапе, связанные издержки оптимизируются. Второе понятие относится к принципу организации логистических процессов. В нашей компании объединяются обе методики.

Пример из практики: благодаря строительству нового грузового терминала была кратно увеличена пропускная способность в районе погранперехода «Алаколь». Повысить средний показатель с 200 до 600 фур в сутки удалось за счет кросс-докинга. Большая часть площадей отведена под стоянку автотранспорта, оборудована необходимой погрузочно-разгрузочной техникой. Партии переваливаются на машины с транзитными номерами сразу после таможенного оформления (чиновники дежурят на месте).


Маркетплейсы часто используют кросс-докинг на промежуточных складах (инфраструктурных узлах). Допустим, машина с грузом приходит в город «А», далее сборный контейнер доукомплектовывается и отправляется к месту расположения пунктов выдачи. Следующий этап: раскоплектовка и развозка по конкретным точкам — здесь также исключается этап хранения.

Last articles

All articles
    All articles
    Transit LLC uses cookies developed by us and third parties to analyze events on our website, which allows us to improve user interaction and service. By continuing to browse our site, you accept the terms of use. See our privacy policy for more details.

    Feedback

    By clicking the "Submit" button, you accept the user agreement and privacy policy

    Profile

    Our updated personal account is under development, its functionality is temporarily limited – only applications of the "Import" category are available.

    Select a city