Инкотермс 2020
Инкотермс — это международные правила, принятые участниками внешнеэкономической деятельности для разграничения ответственности между покупателем и продавцом за риск, связанный с доставкой груза. Всего принято 11 правил, каждое из которых обозначается тремя заглавными английскими буквами, объясняющими условия поставки. Впервые правила появились в 1936 году, и с тех пор они регулярно переиздаются в связи с изменениями в логистических процессах и коммерческой практике. С 1 января 2020 года действует новая редакция правил Инкотермс 2020, однако это не отменяет действия правил предыдущих редакций.
Существует 11 терминов условий поставки в Инкотермс 2020, разделенных на 4 группы:
Группа E (самовывоз): EXW;
Группа F (за перевозку платит покупатель): FCA, FAS, FOB;
Группа C (за перевозку платит продавец): CPT, CIP, CFR, CIF;
Группа D (доставка): DAP, DPU, DDP.
Перечень условий поставки Инкотермс 2020
EXW — покупатель получает товар у продавца в месте изготовления. Покупатель самостоятельно производит все необходимые действия, связанные с таможенным оформлением.
FCA — продавец должен обеспечить таможенное оформление товара и погрузить его в предоставленный покупателем транспорт. Покупатель обязан через перевозчика выдать продавцу документ об отгрузке товара для возмещения НДС.
FAS — продавец должен доставить товар на причал и расположить его напротив указанного судна. Покупатель принимает товар и осуществляет его погрузку.
FOB — продавец проходит процедуры таможенного оформления груза и размещает его на судне, после этого ответственность переходит к покупателю.
CFR — продавец организует таможенное оформление груза, размещает его на судне и доставляет до порта назначения. После размещения груза на судне ответственность переходит к покупателю. Страховку груза осуществляет покупатель.
CIF — как для CFR, продавец осуществляет таможенное оформление, погрузку и перевозку груза. Отличие от CFR состоит в страховке груза продавцом.
CPT — продавец обеспечивает таможенное оформление, погрузку и перевозку груза. После погрузки на транспорт перевозчика ответственность переходит к покупателю, хотя доставка оплачивается продавцом. Страховой договор продавец заключать не обязан.
CIP — продавец осуществляет таможенное оформление груза, погрузку, перевозку и разгрузку, после этого ответственность переходит покупателю. Страховку груза осуществляет продавец.
DPU (ранее DAT) — продавец организует таможенное оформление груза, перевозит и разгружает в терминале, после ответственность за груз переходит к покупателю. Страхование груза не входит в обязанности продавца.
DAP — продавец обеспечивает таможенное оформление груза, перевозит его и предоставляет покупателю для разгрузки, после этого ответственность за груз переходит покупателю. Страхование груза в обязанности продавца не входит.
DDP — продавец должен обеспечить таможенное оформление груза и доставить его в указанное покупателем место, разгрузить и реализовать процедуру таможенной очистки. Страхование груза в обязанности продавца не входит.
Основные отличия Инкотермс 2020 от Инкотермс 2010
Термин DAT переименован в DPU, чтобы не путать с созвучным DAP — поставкой без разгрузки, а также, чтобы не ограничивать место доставки только терминалами.
Термин FCA позволяет обязывать перевозчика выдавать продавцу коносамент с отметкой «на борту» — раньше такое условие соблюдалось не всегда.
Термин CIF, как и ранее, предусматривает минимальный уровень страховки, но предоставляется возможность увеличить страховое покрытие.
Термин CIP обязывает обеспечить максимальный уровень страховки, но предусмотрена возможность его снизить.