В большинстве случаев порядок выполнения транспортной операции стандартен. Опломбированный контейнер передается отправителем получателю при посредничестве перевозчика — логистической компании. Но, иногда возникают форс-мажорные обстоятельства, и принимающая сторона отказывается от прежних условий. Переадресация груза при автомобильных перевозках, иных способах доставки производится именно в таких случаях, предполагая изменение места прибытия.
В каких случаях может потребоваться переадресовка груза
В зависимости от вида используемого транспорта, обстоятельств может возникнуть необходимость перенаправить груз. Типичные случаи переадресации:
Получатель отказывается принимать груз в принципе, либо на текущих условиях. В подобных ситуациях отправитель может принять новые требования адресата, либо происходит возврат.
Невозможно осуществить отгрузку по независящим от сторон причинам. Например: порт или железнодорожную станцию закрыли на карантин, посадка в аэропорту невыполнима из-за ухудшения погоды, обледенения ВПП. В данном случае место передачи груза меняется вынуждено.
Изменился получатель отправления и доставка с выдачей по указанному ранее адресу невозможна.
В рассматриваемых ситуациях водитель обязан сообщить руководству об отказе получателя принимать груз, либо о невозможности осуществить доставку на заявленный ранее адрес. Представитель транспортной компании должен связаться с отправителем и согласовать дальнейшие действия. Если ответ от грузоперевозчика отсутствует в течение 2-х и более часов, перевозчик вправе осуществить возврат груза на место первоначальной погрузки.
Особенности переадресовки груза
В соответствии с постановлением правительства РФ № 272 от 15.04.2011 переадресация грузов во время перевозки автомобильным транспортом может выполняться:
Грузоотправителем: уведомляет перевозчика о принятом решении с указанием адреса выгрузки и нового получателя в письменной форме (либо о необходимости осуществить возврат на место погрузки). Также заключается дополнительное соглашение между отправителем и транспортной компанией, в котором оговариваются цена переадресовки, другие связанные издержки.
Получателем: когда договор транспортной экспедиции носит двусторонний характер (отправитель не является стороной соглашения). Согласно Г К РФ (ст. 450 и ст. 801) заключается новое, либо дополнительное соглашение между грузополучателем и экспедитором.
Диспетчером (экспедитором): осуществляется только при наличии письменного разрешения на переадресовку со стороны отправителя. Перевозчик вправе потребовать предоставить доказательства наличия указанного факта, при отсутствии подтверждения вправе приостановить исполнение договора.
Перевозчик имеет право расторгнуть договор в связи с явно изменившимися обстоятельствами (ГК, ст. 451). Также при переадресации потребуется определить новую цену за услугу (у ТК возникают дополнительные издержки). Если соглашение по поводу стоимости не достигнуто, то за основу берут расценки, обычно возникающие в схожих обстоятельствах при оказании аналогичных услуг (ГК, ст. 424, п. 3).
Когда переадресовка запрещена
Перенаправление груза возможно только в исходном состоянии. Соответственно, переадресовка запрещена, если:
Повреждены запорно-пломбировочные устройства контейнера или вагона, что не позволяет корректно судить о целостности груза.
Изменились параметры груза — масса, габариты.
Груз уже выдан получателю — начали отгружать, но в последний момент решение поменялось.
Также переадресация может не осуществляться, допуская вариативность в действиях перевозчика, когда:
Отсутствует согласие со стороны таможенного органа (в период прохождения грузом контроля на таможне), либо владельцев используемых при переадресовке структур. Исключение возможно, если задержка отправления создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, экологии, безопасности движения.
Нет технической возможности осуществить операцию, либо отсутствуют четкие распоряжения от грузоотправителя (получатель отказался или не выходит на связь).
В указанных случаях перевозчик возвращает груз отправителю, либо передает его на хранение третьей стороне в месте фактического нахождения. Также логистическая компания может принять груз на собственное ответственное хранения до разъяснения ситуации (при наличии складов).
Порядок оформления переадресовки грузов при доставке автотранспортом
Согласно положениям действующего устава автомобильного транспорта (ст. 72), существует определенный порядок оформления переадресации грузов. Дополнительные условия могут быть указаны в договоре перевозки. Общие правила и последовательность шагов:
Переадресовка возможна только до момента начала выдачи груза получателю.
Ситуация возникла, если получатель отказался принимать груз по независящим от ТК причинам.
Перевозчик уведомляет грузоотправителя о возникновении указанных выше обстоятельств, ждет распоряжений.
Отправителя обязан переадресовать груз другому грузополучателю, направив соответствующее распоряжение транспортной компании в течение двух часов от момента уведомления о ситуации.
При получении указаний от отправителя перевозчик информирует водителя о новом месте доставки (переадресовки).
Распоряжение составляется в письменном виде, может дублироваться иными способами передачи информации (факс, телефон). Данный документ содержит корректные сведения о:
Номерах заказа и накладной (товарно-транспортной).
Первоначальном адресе отгрузки и наименовании получателя.
Новом месте назначения и грузополучателе.
Указание отправителя распространяется на всю грузовую отправку, если в договоре между сторонами не предусмотрено иное. Дополнительные затраты перевозчика покрывает отправитель.
Заключение
Переадресация груза при автомобильных перевозках — это форс-мажор, незапланированное изначально действие. При этом необходимо все сделать правильно, учитывая соответствующие регламенты. Дополнительные сложности могут возникнуть из-за коллизии в транспортном законодательстве: произвести переадресовку может не только владелец груза (отправитель до момента передачи), но и получатель. Во избежание неразберихи следуйте общим правилам:
Целостность ЗПУ должна быть сохранена до момента начала отгрузки.
О любых нестандартных ситуациях обязательно уведомляется отправитель.
Распоряжения грузоотправителя первичны.
Вынужденные простои не должны создавать угрозы третьим лицам, сторонним объектам.
При отсутствии указаний со стороны отправителя и/или получателя решение может приниматься экспедитором, исходя из сложившихся условий.